Вступая в Дом Божий

ХРАМ БОЖИЙ

Храм – это центр нашей духовной жизни. В Храме особенно чувствуется благодать Божия. Идя в Храм, надо соответственно настроить себя и напомнить себе, что мы входим в иной мир, отличный от общего мира суеты и соблазнов. Здесь мы представляем перед нашим Творцом и Спасителем, здесь совместно с Ангелами и Святыми приносим Ему жертву хвалы и благодарения.
Чтобы пребывание в Храме принесло пользу нашей душе, необходимо вникать в содержание Богослужений, вдумываться и углубляться в них. Совместная молитва в Храме имеет великую возрождающую силу. Воспринимая сознательно, эта благодатная молитва очищает совесть, умиротворяет душу, совершенствует, укрепляет веру, согревает в сердце любовь к Богу.
Итак, будем дорожить своим Приходским Православным Храмом как небесным островком на грешной земле. Будем содействовать его красоте и благолепию совершаемых в нем Богослужений. Господь же, щедрый и милостивый, да пошлет нам Свои духовные и земные дарования, чтобы, ограждаемые Его всесильной помощью, мы стали достойными вечной жизни в Царстве Небесном.

CaLU6GkPmiI

ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ СВЯТОГО ХРАМА И ПОВЕДЕНИЯ В НЕМ

Православный Храм – это место особенного присутствия Бога на Земле. Вести себя в Храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие Святыни, не навлечь на себя гнев Божий.
Святость Храма требует к себе особого благоговейного отношения. Апостол Павел учит, что на молитвенных собраниях «все да бывает благообразно и по чину». С этой целью установились следующие руководящие ПРАВИЛА:

1. Чтобы посещения Храма послужило на пользу, очень важно молитвенно себя настроить еще на пути к нему. Надо подумать, что мы хотим предстать пред Небесным Царем, перед Которым с трепетом предстоят миллиарды Ангелов и Святых угодников Божиих.
2. Не грозен Господь к тем, которые благословляют перед Ним, но милостиво зовет к Себе всех, говоря: «Придите ко Мне все трудящиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). Успокоение, укрепление и просветление души – вот цель посещения Храма.
3. В Храм следует приходить в чистой и приличной одежде, как требует того Святость места. Перед входом в Храм необходимо выключить сотовый телефон.
Женщине следует проявлять христианскую скромность и стыдливость и не приходить в брюках, шортах, коротких или открытых платьях, с коротким рукавом. Голова обязательно должна быть покрыта только ПЛАТКОМ, но не шапкой, шляпой или беретом.
«Никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду, мужу свойственную… посему тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать что-либо из вышесказанного, если суть клирики, повелеваем извергать из священного чина, если же миряне, отлучать от общения церковного» (VI Вселенский собор, правило 62).
«Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (1 Кор. 11, 4-10).
Женщины и мужчины имеют свой чин, его да исполняют и хранят как установленное от Самого Создателя Бога.
Еще до входа в Храм женщинам следует стереть губную помаду, чтобы при целовании Святых Икон, Святой Чаши, Святого Креста, благословляющей руки Священника не оставлять на них красных отпечатков своих губ.
Мужчины должны приходить в Храм в брюках ( а не в шортах или бриджах) и в верхней одежде с длинным рукавом. Перед ступенями Храма они должны стнять головной убор (желательно даже при входе на территорию Храма) и войти в Храм с непокрытой головой.
Входя в Храм, следует не спеша перекреститься и сделать три поясных поклона в сторону Алтаря, говоря:
«Боже, будь милостив ко мне грешному», или: «Боже, очисть меня грешного и помилуй меня».
4. Приходить к богослужению надо заблаговременно, 5-10 минут, чтобы успеть купить свечи и поставить перед Иконами, как свою жертву Богу.
Придя к Литургии, можно приобрести Просфору и подать записку с именами своих крещеных и близких о здравии (о живых) и о упокоении (об умерших).

5. Ставить свечи и прикладываться к Иконам нужно не во время Богослужения, а до или после него и так, чтобы не помешать другим молящимся. Поцеловав храмовую Икону (или несколько Икон по своему желанию), тихо, никого не толкая, пройдите к тому месту в Храме, где вы будите молится в течении Службы.
Проходя напротив Царских врат, следует благоговейно перекрестится и поклониться в сторону Престола. Задерживать в Притворе не следует, так как это место для прохода.
Принято, что мужчины стоят на правой стороне Храма, а женщины – на левой.
6. Непременно приходите в Храм к началу Богослужения. Если же по особо важным причинам опаздываете, то старайтесь не помешать молитве других, ранее пришедших. Если входите в Храм во время чтения Евангелия, пения Херувимской или во время Евхаристического Канона Литургии (от песни «Достойно и праведно есть» до песни «Достойно есть, яко во истину») или пения «Отче наш», а так же и во время чтения Шестопсалмия на вечернем Богослужении, то остановитесь в Притворе и лишь по окончании этих важнейших частей Богослужения тихо пройдите на свое место. Тем более недопустимо в это время ходить по Храму, разговаривать, ставить свечи и прикладываться к Иконам.
7. Если увидите знакомых людей, молчаливым поклоном поздоровайтесь с ними, но никогда, даже с особо близкими, не здоровайтесь за руку и ни о чем не спрашивайте. стоя в Храме, не любопытствуйте и не всматривайтесь в окружающих.
Ни в коем случае не допускайте в Храме посторонних разговоров, а тем более, шуток – это грех. Подпевать хору можно только очень тихо. При общенародном пении не следует допускать «бесчинных воплей».
8. В Храме должно стоять, а не сидеть. Только в случае нездоровья или крайней слабости разрешается присесть. Нельзя сидеть, закинув ногу за ногу.
9. На церковной паперти и вообще на территории Храма нельзя курить. Нельзя входить в Храм с животными или птицами.
10. Придя в Храм с детьми, нельзя позволять им бегать, шалить и смеяться. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, следует выйти с ребенком из Храма.
11. Когда слышим слова общего благословения, как, например, «Мир всем», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…» или другие подобные возласы, наклоните голову, не крестясь.
На каждение отвечайте наклонением головы. Если все молящиеся встают на колени, нужно присоединится к ним.
12. До конца Богослужения не уходите из Храма, ибо это неуважение к святости дома Божия и отвлекает других от молитвы. Уходить раньше времени можно лишь по немощи или серьезной необходимости, взяв на это благословение у Священника.

13. К Святому Причащению подходите благоговейно, скрестив руки на груди (правая покрывает левую). После Причастия благоговейно поцелуйте, не крестясь (чтобы случайно не толкнуть Чашу) нижний край Чаши, как пречистое ребро Христа Спасителя. После этого запейте теплотой (запивкой) и вернитесь на свое место, благодаря Бога. Женщины подходят к Чаше с покрытой головой и не накрашенными губами.
14. Не осуждайте невольных ошибок служащих или присутствующих в Храме – полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Смиренно принимая замечания, говорите: «ПРОСТИТЕ».
Увидев кого-нибудь в неподобающей одежде, или нарушающего перечисленные здесь ПРАВИЛА, если сможете, сделайте в мягкой форме замечание или скажите об этом ответственному за поддержание порядка в Святом Храме.
Сделать замечание ближнему, который нарушил правила благоповедения, нужно вежливо и деликатно, тихим голосом, лучше – шепотом, внутренне испросив у Бога мудрости, чтобы не обидеть человека своим замечанием.
не допустите, чтобы в вашем присутствии произошло осквернение Храма Божия, кощунство или явное хулиганство. Охранять святость Храма является обязанностью каждого воина Христова – верующего Православного Христианина.
15. В Храме нельзя говорить громким голосом, держать руки в карманах, жевать резинку. Без нужды не следует ходить по Храму.
16. Уходя их Храма. перекреститесь и в течение остального дня бережно храните полученную в нем благодать.

jffaQTcb0CE

ИКОНА

МЫ поклоняемся Иконам и благоговеем перед ними (так же как перед Крестом и Евангелием), веруя, что поклонение, оказанное этим символам, становится реальным, то есть передается действительным лицам, изображенных на Иконах.
Мы поклоняемся Создателю, но не создаваемому. Созданное мы лишь используем для того, чтобы почитать Создателя. Как говорится в Ветхом Завете, идолопоклонники верили, что их боги живут внутри идолов или сами являются идолами и поэтому в идолах заключена сила. У нас нет такой веры относительно красок, древесины и других материалов, употребляемых при создании Икон, Креста или книг Евангелия; сами по себе они не имеют никакой силы, они безжизненны.
Иконы пишутся в особом иконописном стиле, потому что их авторы хотят передать природу личности, которая была преображена милостью Божией. Именно поэтому несколько формализованы и стилизованы. Несущественные мирские детали, такие как морщины или родинки, на иконных ликах не изображаются. Иконы стараются показать силу Божию, когда Он становится видимым нам, либо изображают небесные силы и святых, отражающих величие Господа. Символизм Икон служит для того чтобы выразить новое творение, преображенный мир; как говорит Святой Апостол Павел: «… все (мы) изменимся…» (1 Кор. 15, 51).

nWF1c2XM5zM

СВЕЧА

Что делает сначала человек, переступивший порог Храма? В девяти случаев из десяти – подходит к свечному ящику. С маленькой восковой свечки начинается наше практическое христианство, приобщение к обряду. Невозможно представить себе Православный Храм, в котором не зажигают свечей…
Толкователь Литургии Блаженный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска говорит о нашей готовности послушаться Богу. Горение свечи означает обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви.
Кроме того, свеча – это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви ко Господу, Матери Божией, Ангелам и Святым. Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнительно молитвой, хотя бы самой простой, своими словами.
Возжженная свеча присутствует на многих церковных Богослужениях. Ее держат в руках новокрещеные и сочетающиеся Таинством Брака. Среди множества горящих свечей совершается чин отпевания. Прикрывая огонек свечки от ветра, богомольцы идут на Крестный Ход.
Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их приобретение – малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Дорогая большая свеча свидетельствует о большей1 жертвенной любви к Богу и его Святому Храму.
Пожертвование за свечу идет на содержание конкретного Храма Божия, поэтому не следует ставить свечи, купленные в другом Храме или магазине «оптом», подешевле. Даже воинствующие безбожники времен 70-летнего режима власти коммунистов в России опасались изымать их Храмов выручку именно за свечи, невольно осознавая глубокий таинственный смысл пожертвования за свечу.
Те, кто исправно посещают Храм, стараются каждый раз поставить несколько свечей:
1. к праздничной Иконе, лежащей на аналое посреди Церкви;
2. к Образу Спасителя или Богородицы – о здравии своих близких
3. к Распятию на прямоугольный столик –подсвечник (канун) – о упокоении усопших;
4. если желает сердце – можно поставить свечку любому Святому или Святым.
Иногда случается так, что в подсвечнике перед Иконой нет свободного места: все заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую. Уместнее попросить служителя поставить ее в другое, более удобное время. И не надо смущаться, что вашу недогоревшую свечу погасили по окончании Богослужения или переставили для удобства с одного места на другое – жертва уже принята Богом.
Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует ставить только правой рукой или передавать только через правое плечо; что, если она потухала, значит, будут несчастья; что оплавлять нижний конец свечи для устойчивости в лунке – смертный грех и прочее. Всех этих околоцерковных суеверий много, и все они бессмысленны.
Богу приятна церковная свеча. Но горение сердца Он ценит больше. Наша духовная жизнь участие в Богослужении не ограничиваются свечкой. Сама по себе она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не придаст силы в невидимой брани. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность – Божественная благодать.
Источник: «Азы православной веры» По благословению Высокопреосвященнейшего Вениамина, Архиепископа Владивостокского и Приморского Владивосток 2008

osND3hg8lR0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *